c 9:00 до 18:00
c 9:00 до 16:00
выходной
Главное понимать, как выбрать сетку дорожную правильно исходя из решаемых задач. Будь то:
И это далеко не все возможные направления использования дорожной сетки.
Содержание
Самый важный критерий выбора дорожной сетки – материал ее изготовления. В общей практике использования еще лет 20 назад такой вопрос не стоял. Было четкое определение что это металлическая сварная конструкция, состоящая из прутьев определенного диаметра. Располагаются они перпендикулярно (или под определенным углом) друг к другу и в местах пересечения соединены точечной сварки. Вот только отдельного нормативного документа на этот вид изделий не было. Сейчас активно используется ГОСТ 8478-81 (действующий), его дополняющий ГОСТ 23279-2012, ряд других регулирующих актов. В них указан только один вид изделий – сетка сварная. И одно направление использования – армирование железобетонных конструкций. Поэтому выбор следует делать на основании действующего ГОСТ 2715-75. В нем определен сортамент, выполнив предварительно расчеты по основным параметрам (об этом ниже). Главное понимать, что под словом сетка дорожная подразумевается один из видов сварных конструкций с большим размером ячеек, в устоявшейся практике от 50 мм и более.
Помимо этого, словосочетание «сетка дорожная» сейчас применимо и к другим видам изделий. Разговор в первую очередь идет о таком материале как геосетка.
Начнем, пожалуй, с геосетки, а затем детальнее расскажем и о стальной, металлической.
Геосетка (GN либо GNT) – современные строительные изделия, которые изготавливаются из нитей (основы и утка) различных материалов, расположенных поперечно друг к другу. Скреплены между собой прошивной нитью. Либо при помощи сплавления, переплетения, вязания, склеивания, зачастую с последующей обработкой битумной или полимерной пропиткой. Базовые направления использования – армирование асфальтобетона, укрепление слоев дорожной одежды и грунта. На что ориентироваться при выборе?
Прежде всего на материал изготовления. Основных вариантов три:
Базальтовое волокно (B) получают из базальтовых пород путем их плавления и дальнейшего преобразования расплава в волокна. Затем берут базальторовинги и скрепляют между собой нитью.
Если понадобится именно геосетка для армирования дорожной одежды, то второй вариант – стекловолокно (стеклонить, G или FG). Изготавливается из неорганического стекла путем расплавления и последующей формовки непрерывным или штапельным способом. Из стеклоровингов и изготавливают дорожную сетку. Главные преимущества – высокая степень разрывной прочности и низкая степень эластичности. Это дает возможность предотвращать проседание дорожного покрытия под значительным давлением.
Полимерные дорожные сетки – достаточно широкая группа материалов. Назовем основные варианты:
В зависимости от характеристики полимерного материала отличаются механические и физические свойства, направления использования такой геосетки.
Кроме базальтовых нитей, полимерных волокон, стекловолокна дорожная сетка может изготавливаться из волокон органического происхождения. В том числе джутовых нитей и кокосового волокна, но больше используется для защиты грунта от эрозии.
Помимо этого, существует и такое понятие как композитная геосетка. Дорожные геокомпозиты состоят из геосетки и нетканого геотекстиля (подложки), то есть двухслойные. Они применяются не только для армирования, но еще фильтрации и дренажа.
Важный момент. Когда будете выбирать геосетку, следует ее отличать от таких материалов как георешетка (GG или GGR) и геосоты (GL или GCE). Они совершенно разные по форме, характеристикам, технологии производства и направлению использования. Продавцы сами порой путаются в этих трех видах изделий, как в трех соснах, и вводят в заблуждение покупателей.
Основные критерии выбора геосетки, помимо материала изготовления, таковы:
Учитывайте при выборе геосетки такие ее характеристики как поверхностная плотность (г/м²), удлинение на разрыв (мм), предельная поперечная и продольная прочность (кНм). Геосетка выпускается только в виде рулонов. Поэтому нужно при покупке учитывать их длину и ширину.
Стальная сетка изготавливается по ГОСТ 2715-75, а именно сварная, в том числе и применяемая для дорожного строительства по ГОСТ 8478-81, его дополняющий ГОСТ 23279-2012, и ряду других нормативных документов. То есть разговор идет о материале, который получен путем контактной точечной сварки на поточных линиях мест пересечения перпендикулярно расположенных по отношению друг к другу проволок или арматуры, иногда с последующей обработкой.
Рассмотрим ГОСТ 2715-75 как основной документ, определяющий выбор дорожной сетки. Итак, существует несколько основных критериев.
Она бывает различной, в преобладающем числе случаев либо квадратной, когда длина и ширина ячейки равны, либо реже прямоугольной. Не так часто используется сетка с ромбическими, трапециевидными и шестигранными ячейками.
По размерам, исходя из практического опыта использования, дорожную сетку выпускают двух видов – крупную (с площадью ячейки на свету от 25 до 625 см²) и особо крупную (площадь ячейки на свету от 625 см²). У сетки меньшего диаметра, как правило, другое функциональное предназначение, но бывают исключения, например, когда при армировании садовых дорожек, тротуаров, грунта применяется сетка средняя, а иногда и мелкая.
Учитывайте, что сетка изготавливается с использованием различных технологий, но дорожной принято считать именно сварную. То есть проволоки основы и проволоки прутка в местах пересечения друг с другом свариваются при помощи контактной сварки, как уже отмечали выше. Другие виды сетки (плетеная, крученая, щелевая, сборная) если и используются при дорожном строительстве и армировании грунта, то крайне редко. Производители в спецификации, по крайней мере, как дорожную, такие виды сетки практически не продают. Поэтому далее о сварной дорожной сетке подробнее.
Следующий параметр выбора – материал изготовления. Есть такая группа как цветной прокат, цветные металлы и сплавы, из-за высокой себестоимости такого вида изделий они практически не используются, слишком дорого. В основном сварная сетка изготавливается из низкоуглеродистых марок стали. Учитывайте при покупке что именно от марки стали напрямую зависят эксплуатационные характеристики материала. Это очень важно. Реже используются низколегированные и высоколегированные марки стали (в народе называются «нержавейкой»), опять-таки из-за своей стоимости. Проволока бывает термически обработанной и необработанной, холоднотянутой низкоуглеродистой и горячекатаной низколегированной.
С целью защиты от коррозии на поверхность низкоуглеродистой проволоки порой наносят защитное покрытие, в преобладающем числе случаев это слой цинка, иногда краски, реже полимерных материалов. Чаще встречается именно оцинкованная дорожная сетка. Причем важны два критерия – общая толщина защитного покрытия и технология его нанесения. Например, если разговор об оцинковании, то оно бывает горячим, холодным или гальваническим, с дальнейшим пассивированием либо промасливанием, либо комбинацией пассивирования и промасливания. Выбор покрытия напрямую зависит от целей использования дорожной сетки. Помимо этого, проволока в сетке бывает светлого, черного отжига или травленной.
Значимый в плане характеристик сетки и профиль сечения проволоки, в большинстве случаев круглый. На это же указывают и ГОСТы, устанавливающие нормативы для сварной сетки, но иногда встречаются и варианты и с иным сечением проволоки, например, квадратным или плоским прямоугольным. Отдельно отметим периодический профиль, так как вот тут нам необходимо раскрыть вопрос более шире, ведь в таком случае разговор больше об арматуре.
Все дело в том, что существует два основных вида черного металлопроката, который применяется в ходе производства стальной, сварной дорожной сетки. Первый – проволока, например, по ГОСТ 8478-81 это проволока ВР1 диаметром 5 мм. Второй – арматура от 4 до 40 мм по ГОСТ 23279-2012. Вот именно она может иметь периодический профиль. Давайте на втором ГОСТе остановимся немного подробнее. Начнем с маленького нюанса. По ГОСТ 8478-81 в ходе производства стальной сварной сетки допускается использовать проволоку ВР1 диаметром только 5 мм, а в ГОСТ 23279-2012 от 3 до 5 мм (по ГОСТ 6727-80 она и выпускается диаметром 3 мм,4 мм и 5 мм).
Следующий важный параметр, определяющий выбор дорожной сетки – класс арматуры. На рынке предлагается дорожная сетка, изготовленная из арматуры классов А500С, B500C, А600С, А-400 (AIII). Следует аккуратно, с использованием технико-экономических обоснований применять дорожную сетку из арматуры класса А240 (AI).
Этот же ГОСТ 23279-2012 подразделяет сварную сетку на две большие группы. Поэтому дорожная сетка может быть легкой, диаметром проволоки или арматуры от 3 до 10 мм, и тяжелой (тогда диаметр арматуры от 12 до 40 мм).
И еще обозначенный нормативный документ предопределяет форму выпуска. Легкая дорожная сетка продается либо в рулонах, либо картах (прямоугольные плоские металлоконструкции, сложенные в упаковки). Тяжелая дорожная сетка представлена только в картах (из-за большого диаметра арматуры ее просто не свернуть в рулон). Это нужно учитывать при покупке и доставке на объект строительства при выборе транспортного средства для перевозки, особенно размер карты, как правило, в метрах указывается длина и ширина.
Возвращаемся к ГОСТ 2715-75. Чтобы подобрать дорожную сетку правильно нужно учитывать еще и размер ее ячеек. В указанном нормативном документе для сварной сетки длина основы от 12 до 250 мм, размер утка от 16 до 250 мм. Исходя из практики, к дорожной сетке, как правило, относят сетку с размером основы и утка от 50 до 250 мм, но никто не запрещает применять для армирования покрытия, укрепления грунта или решения других задач в качестве дорожной сетку с меньшим размером ячейки, только должно быть технико-экономическое обоснование. Наиболее распространены такие размеры как 50[sc name=»cross»]50, 100[sc name=»cross»]100, 150[sc name=»cross»]150, 200[sc name=»cross»]200, то есть дорожная сетка с квадратными ячейками. И далее самый главный вопрос – «На что ориентироваться при выборе дорожной сетки помимо ее сортамента?»
https://www.youtube.com/watch?time_continue=87&v=SU_EQQZXqzQ
Подобрались медленно, но верно к главному вопросу нашей статьи. А что же предопределяет выбор дорожной сетки? Суть в том, что не сортамент критерий выбора, а технические характеристики дорожной сетки определяют сортамент, то есть что нужно покупать.
Если слишком умными словами, то выбор сетки при дорожном строительстве должен снизить активные расчетные сдвигающие напряжения в грунте. И повысить прочность дорожных конструкций по критерию сдвига. Путем усиления дорожной одежды и предупреждения диффузии материалов ее контактирующих слоев.
Можете не читать или записать и прочитать продавцу при покупке – будет рад. А если проще и человеческим языком, то дорожная сетка должна не допускать проседание дорожного покрытия, расползания его в стороны, когда образуются трещины, и обеспечить высокую прочность поверхностного слоя, чтобы не было ямок. Вот исходя из этого перечня реализуемых задач и необходимо выполнять расчеты. Нужно технико-экономическое основание. Это тема для отдельной статьи и вообще учебный курс, оттого об основных параметрах кратко, в паре предложений.
Главные критерии выбора дорожной сетки это ее:
Сами расчеты выполняются исходя из особенностей дорожной сетки, и структуры дорожной одежды. Расчетных нагрузок, характеристик грунта и множества других факторов по целому ряду значений.
Другими словами, то как выбрать сетку дорожную правильно каждый должен решать сам. Можете ориентироваться на сортамент, указанный в статье, рекомендации.
Потребуется купить дорожную сетку – обращайтесь. Обязательно поможем.